Тема 1. Предмет «Основы медицинских знаний». Понятие о здоровье. Факторы, формирующие и укрепляющие здоровье. Количественная характеристика уровней здоровья. Здоровье населения и индивидуальное здоровье. Критерии диагностики. Индивидуальная норма здоровья и ее составляющие.
I. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЕДИЦИНА. ЗНАЧЕНИЕ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ ДЛЯ ПЕДАГОГА 1. Что такое педагогическая медицина? Педагогическая медицина — наука, представляющая собой тесный интеграционный комплекс медицины и педагогики, соединяющая в себе особенности медицинских знаний с проблемами педагогики. Основная цель педагогической медицины — вооружить педагога медицинскими знаниями, которые помогут ему эффективно повышать качество обучения, сохраняя и укрепляя здоровье детей.
2. Зачем педагогу необходимы медицинские знания? Медицинские знания нужны для рациональной, научно обоснованной организации обучения и воспитания детей и подростков. Конкретная важность медицинских знаний для педагога заключается в том, что они дают представление о возрастных анатомо-физиологических особенностях детей, что имеет большое значение в процессе обучения и воспитания. Это позволяет осуществлять оптимальный медико-педагогический подход к обучению, воспитанию и сохранению здоровья школьников с учетом их физических, возрастных, психологических и личностных особенностей. Такой подход способствует решению основной задачи — повышать качество обучения, не причиняя вреда здоровью (нередко даже укрепляя его). Это особенно важно в настоящее время, поскольку в силу ряда причин (последствия катастрофы на ЧАЭС, экологические и психологические проблемы, социально-экономическая ситуация и др.) возрастает количество детей с различными отклонениями в состоянии здоровья. Изучение причин возникновения некоторых заболеваний и травм позволит педагогу целенаправленно заниматься их профилактикой, что будет способствовать снижению заболеваемости и травматизма у школьников. Овладев медицинскими знаниями, педагог может и должен личным положительным примером пропагандировать среди школьников здоровый образ жизни (отказ от пагубных привычек - курения, потребления алкоголя и т.д.) и этим вносить посильный вклад в укрепление здоровья учащихся. Педагог должен уметь оказывать первую медицинскую помощь в любых условиях. Ситуация может быть такой, что рядом не окажется медицинского работника, возникнут затруднения с вызовом “скорой помощи” (например, во время экскурсий, туристических походов, в оздоровительных загородных лагерях т.д.). В этом случае при различных травмах, сопровождающихся тяжелыми кровотечениями, перегреванием или переохлаждением, обмороком, гипертоническим кризом и т.п., здоровье, а иногда и жизнь ребенка будут зависеть от профессиональных качеств педагога, его знаний в области медицины. Медицинские знания необходимы педагогу и в личной, семейной жизни. Особое значение при этом приобретают умения и навыки по уходу за больными (выполнение различных процедур, применение лекарственных средств, банок, горчичников, согревающих компрессов и др.). Знания в области медицины могут оказаться полезными для педагогов, принимающих участие в гуманитарных акциях по линии Общества Красного Креста и Полумесяца (уход за тяжелобольными и престарелыми).
3. Какова роль педагога в профилактике заболеваний у школьников? Зная причины возникновения, механизм и пути передачи инфекционных заболеваний, педагог может вносить конкретный вклад в профилактику этих болезней среди школьников, проводя санитарно-просветительную работу и занимаясь медико-гигиеническим, валеологическим воспитанием. Определенную пользу приносит и работа педагога по профилактике таких заболеваний и функциональных нарушений, как близорукость, нарушение осанки, гастрит, невроз и др.
5. Какую роль играет педагог в профилактике травматизма среди школьников? Чтобы предупредить случаи травматизма учащихся, педагог должен: • обучать детей правилам дорожного движения с категорическим запрещением любых игр на проезжей части; • разъяснять меры по соблюдению техники безопасности на некоторых уроках (труд, физика, химия и др.); • контролировать исправность спортивного инвентаря перед занятиями физкультурой и проводить необходимую страховку в ходе занятий; • приглашать для бесед со школьниками представителей ГАИ; • контролировать поведение детей во время перемен; • проводить беседы с родителями по вопросам профилактики травм и др.
5. В каких случаях педагог должен уметь оказать первую медицинскую помощь детям? Умение оказывать первую медицинскую помощь может понадобиться при следующих заболеваниях, травмах и несчастных случаях: • болевой синдром в левой половине грудной клетки (стенокардия, инфаркт миокарда и др.); • острая сосудистая недостаточность (обморок, коллапс); • гипертонический криз; • приступ бронхиальной астмы; • наружные и внутренние кровотечения при травмах и заболеваниях; • травматический шок различной степени выраженности; • поражение электрическим током, молнией, тепловой и солнечный удар, утопление, отравление и при других патологических состояниях.