Суббота, 27.04.2024, 11:14
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
Лекции по медицине [6]
Медицина Лекции
Лекции по биологии [0]
Биология, Биологические науки, Микробиология, Зоология, Ботаника
Лекции по Языкознанию [0]
Русский язык, Белорусский язык, Английский язык, Немецкий язык, Испанский язык, Иностранные языки
Лекции по математике [1]
Математика Лекции
Лекции по литературе [1]
Литература Русская литература Иностранная литература Детская литература
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Отличный заработок на майнинге
  • Статистика
    Спонсорская помощь
    Все для учебы
    Главная » Статьи » Темы лекций » Лекции по медицине

    Лекции по медицине

    В начало

    Основные причины низкого уровня здоровья населения

    Можно выделить четыре группы причин, обусловливающих ухудшение всех демографических показателей.
    1. Первая группа - нездоровый образ жизни:
    - неправильное питание;
    - вредные привычки: курение, употребление алкоголя, наркомания и токсикомания;
    - дефицит физической активности (гипокинезия);
    - психический дискомфорт;
    - низкая мотивация на здоровье.
    "Здоровье - это не подарок, который человек получает один раз и на всю жизнь, а результат сознательного поведения каждого человека и всех в обществе" (Н.А. Барбараш, 1995). Поэтому для нашей страны одной из важных государственных задач следует считать создание "престижа" здоровья и здорового образа жизни, поддерживаемой экономически "моды" на здоровье, подобно тому, как это делается в индустриально развитых странах. Так, во многих американских компаниях сотрудники получают премии за посещение оздоровительных занятий, своевременное медицинское обследование, отсутствие курящих и т. д. Формирование правильного отношения к собственному здоровью должно стать показателем общей культуры человека.
    2. Вторая группа факторов, отрицательно влияющих на здоровье населения, связана с психоэмоциональным напряжением и стрессом. Это обусловлено экономической необеспеченностью населения, правовой незащищенностью, невостребованностью интеллектуального потенциала в обществе, утратой социального статуса, криминогенной обстановкой, неуверенностью в будущем, миграционными процессами, конфликтной обстановкой в семье и на работе. 
    Изучение роли ближайшего микросоциального окружения личности в формировании здоровья и здорового образа жизни показало, что наиболее значимой группой в вопросах укрепления здоровья считают семью. Трудовой коллектив занимает в этом ранжировании 2-е место. Особое значение для здоровья детей имеют такие факторы, как материальный доход семьи, жилищные условия, степень стабильности семьи, характер взаимоотношений в ней. Выделен ряд показателей, ухудшающих состояние здоровья школьников. Среди них - социальное положение родителей, жилищно-бытовые условия, возможности для занятий физической культурой, условия обучения и др. Межличностное общение в семье оказывает влияние на возникновение соматических и ряда других заболеваний. Так, при выявлении причин гипертонической болезни у обследованных установлено, что одним из ведущих факторов их возникновения у женщин является внутрисемейный конфликт.
    3. К третьей группе причин плохого здоровья населения следует отнести неблагополучную экологическую обстановку.
    Техногенное загрязнение водного и воздушного бассейнов, интенсификация воздействия физических факторов способствуют ухудшению состояния здоровья населения, росту заболеваемости.
    4. Четвертая группа причин связана с несоблюдением санитарно-гигиенических норм на рабочих местах и в быту (недостаточная освещенность, температурный дискомфорт, несоответствующая мебель, отсутствие спецодежды, инструментов и т. д.). 

    2. Валеология как системная наука. Предмет, объект, цель и задачи валеологии.
    Валеология. (Valeo, греч. здравствовать, быть здоровым) - наука об индивидуальном здоровье, методах его поддержания и укрепления. Впервые термин введен И.И. Брехманом (1982 г.). 
    Валеология является интегративной наукой, так как используют результаты различных отраслей медицины, психологии, философии и др. В настоящее время предмет Валеология введен в программы обучения школ, средних и высших специальных учебных заведений. 
    Самое драгоценное у человека - его здоровье. Здоровье - это работоспособность, долголетие, это счастье и радость жизни. Основные проблемы профилактической медицины: создание здоровых условий труда и быта, предупреждение и лечение заболеваний, содействие всестороннему развитию физических и духовных сил человека - 
    За последние несколько лет отношение к болезням радикально изменилось. Сегодня люди хотят точно знать, что и почему происходит с их здоровьем, как быстро можно ожидать улучшения состояния и как ускорить этот процесс. В то же время люди стали больше полагаться на самих себя. Большинство из них понимают, что многие распространенные легкие заболевания не требуют внимания врача-специалиста или сложной лекарственной терапии. 
    Подобные нарушения в определенный срок проходят - улучшение наступает независимо от лечения, и даже, если оно вообще не проводилось. Проблема для людей, не имеющих медицинского образования, заключается в том, что некоторые симптомы могут быть первыми признаками серьезной патологии.
    Изучение состояния здоровья. Проблеме изучения состояния здоровья людей посвящены фундаментальные исследования по биологическим, психолого-педагогическим, медицинским, социальным наукам, указывающие на то, что современные тенденции развития общества отрицательно сказываются на состоянии здоровья человека. Это подтверждают результаты многочисленных исследований оценки состояния здоровья различных групп населения. 
    Профилактическое направление в медицине, возглавляемое гигиеной, всегда занималось изучением состояния здоровья здоровых людей при воздействии различных факторов окружающей среды. 
    3. Гигиенические и медико-биологические основы здорового образа жизни (ЗОЖ)
    Образ жизни человека, его поведение и мышление, которые обеспечивают охрану и укрепление здоровья - Здоровый Образ Жизни (ЗОЖ).
    В специальной литературе "образ жизни" определяется как способ жизнедеятельности, направленный на обеспечение оптимального функционирования организма человека путем рационального поведения. 
    В основе ЗОЖ - достижение равновесия организма с внешней средой. В настоящее время считается, что успехи медицины в современной диагностике и лечении различных заболеваний могут увеличить продолжительность жизни на 4-5 лет, ликвидация отдельных воздействий внешней среды - на 7 лет, а вот ведение здорового образа жизни - на 20 лет.
    Проблема заключается в том, как выработать бережное отношение к своему здоровью, умение ценить его, охранять, формировать и сохранять.
    10 основных принципов здорового образа жизни. 
    • Знания о правильном функционировании организма и собственном здоровье.
    • Поддержание жизненных сил организма в постоянной готовности.
    • Оптимальный уровень двигательной активности.
    • Рациональное питание.
    • Закаливание организма.
    • Максимальное ограничение применения лекарственных препаратов.
    • Возможность противопоставить свой организм стрессовым ситуациям.
    • Борьба с вредными привычками (курение, алкоголь, наркотики).
    • Правильное сексуальное воспитание.
    • Доброжелательность в отношении с другими людьми.
    Основные элементы здорового образа жизни:
    Двигательная активность и физические упражнения и закаливание;  
    Рациональное питание; 
    Отказ от вредных привычек; 
    Умение управлять своим здоровьем.
    Гипокинезия
    Движение - это основа здоровья. Недостаток движения - Гипокинезия - отличительная особенность многих профессий современного общества. Существует несколько теорий, объясняющих возникновение патологических изменений в организме при гипокинезии. Они касаются разных сторон жизнедеятельности организма, которые нарушаются, в том числе обменные, неврологические, психологические и другие. Гипокинезия создает условия для сенсибилизации сердечно-сосудистой системы к психо-эмоциональным нагрузкам при одновременной её детренированности к мышечной деятельности. 
    Не случайно последние годы гипокинензия относится к числу весьма существенных факторов риска цереброваскулярных, сердечно-сосудистых расстройств и др. заболеваний.
    Особенности состояния здоровья школьников в младших, средних и старших классах
     В младших классах часто встречается несовпадение биологического и метрического возраста учащихся. Незрелые и условно зрелые дети составляют 25-30%, задержка моторного развития наблюдается у 40-50%, затруднения при адаптации к школе у 15-20%. На первом месте среди патологии заболевания верхних дыхательных путей (глотки, носоглотки), на втором – нарушения опорно-двигательного аппарата. Состояние здоровья ухудшается под влиянием неблагоприятных условий в школе: вынужденной позы, духоты, недостаточного освещения, мебели, не соответствующей пропорциям тела ребенка, учебной нагрузки.
     Неумение учителя распознать причины ослабления внимания, двигательного беспокойства, пассивности детей приводит к тому, что он видит в этом нарушение дисциплины и ограничивается замечаниями типа “слушай внимательно”, “пиши быстрее”, “перестань вертеться”. Но дисциплина от этого не восстанавливается, так как движения, изменения позы являются результатом саморегуляции физиологических функций, помогают детям снять утомление.
    Учитель должен помочь школьникам переключать внимание, предложить другую рабочую позу, провести физкультминутку. В случае игнорирования физиологических механизмов саморегуляции ученик становится вялым, его работоспособность снижается, появляются жалобы на головные боли, боли в животе, ухудшение сна, раздражительность, указывающие на нарушение адаптации.
     Заботой учителя является также формирование в ходе учебного процесса правильного дыхания учащихся. Оно практически не выработано у детей, поступающих в школу, и слабо сформировано у школьников с заболеваниями органов дыхания. 
    Дефицит кислорода, отсутствие ультрафиолета и легких ионов в воздухе является основной причиной острых респираторных вирусных инфекций, жалоб детей на головную боль и быструю утомляемость. 
    В средних классах идет интенсивное созревание организма. Оно характеризуется резкими эндокринными сдвигами, изменениями функционального состояния всех органов и систем, интенсивным ростом и дифференцированием строения органов и тканей. Повышается возбудимость нервной системы, ослабевают все виды торможения. Нередки сосудистые расстройства, изменения ритма дыхания, повышенная утомляемость как при умственных, так и при физических нагрузках. Особый акцент следует сделать на профилактике нервно-психических заболеваний, так как нарушения происходят в основном из-за пограничных невротических и личностных расстройств. Обучение школьников переходного возраста может быть успешным при условии постоянного обогащения знаниями по вопросам психологии и психогигиены этого возраста. 
    В подростковом возрасте более часто проявляются нарушения опорно-двигательного аппарата (дефекты осанки, сколиоз), а также снижение остроты зрения. У 90% учащихся выявляется кариес – “входные ворота” для проникновения инфекции в организм.
     В старших классах здоровье учащихся еще больше ухудшается . 2/3 школьников имеют серьезные отклонения здоровья: хронические заболевания дыхательной, сердечно-сосудистой и пищеварительной систем. 
    Снижение зрения диагностируется у 30% старшеклассников, снижение слуха – у 5-7%, нарушения осанки – у 15-25%. К сожалению, учителя и родители часто привыкают к жалобам ученика. Эти “школьные болезни” создают предпосылки массовой инвалидизации взрослого населения, снижения трудоспособного возраста и продолжительности жизни.

    ЗДОРОВЬЕ МОЛОДЕЖИ (современный взгляд на проблему)
    Жизнедеятельность человека обеспечивается на 3-х уровнях: биологическом, психическом, социальном.
    На каждом из этих уровней здоровье имеет свои особенности. Здоровье на биологическом уровне связано с организмом и зависит от динамического равновесия функций всех систем организма, их адекватного реагирования на влияние окружающей среды.
    Здоровье на психическом уровне связано с личностью и зависит от личностных характеристик (эмоционально-волевая, мотивационно-потребностная), от развития ценности для личности собственного здоровья и ЗОЖ.
    Здоровье на социальном уровне связано с влиянием на личность других людей, общества в целом и зависит от места и роли человека в межличностных отношениях, от нравственного здоровья социума.
    Компоненты здоровья
    Физический. 
    Физическое развитие. 
    физическая подготовленность.
    двигательная активность.
    функциональная готовность.
    Психический - способность сохранять душевное равновесие, іспользование резервов психики.
    Социальный - способность сохранять и использовать отношения с людьми. 
    За прошедшие 10 лет произошли определенные изменения в структуре общей заболеваемости подростков:
    • уменьшилась доля болезней органов дыхания и болезней нервной системы;
    • увеличилась доля заболеваний опорно-двигательного аппарата, ССС, мочеполовой и эндокринной систем, а также функциональных нарушений ЦНС.
    Категория: Лекции по медицине | Добавил: vellior (10.03.2009)
    Просмотров: 1631
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Бесплатный хостинг uCozCopyright MyCorp © 2024