Суббота, 27.04.2024, 15:37
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
Лекции по медицине [6]
Медицина Лекции
Лекции по биологии [0]
Биология, Биологические науки, Микробиология, Зоология, Ботаника
Лекции по Языкознанию [0]
Русский язык, Белорусский язык, Английский язык, Немецкий язык, Испанский язык, Иностранные языки
Лекции по математике [1]
Математика Лекции
Лекции по литературе [1]
Литература Русская литература Иностранная литература Детская литература
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Отличный заработок на майнинге
  • Статистика
    Спонсорская помощь
    Все для учебы
    Главная » Статьи » Темы лекций » Лекции по литературе

    Лекция № 7. Анализ стихотворений И.А. Бродского. 6–11-й классы
    Приём “остранения”
    При знакомстве с темой у многих возникает вопрос: почему предметом изучения в среднем школьном звене становятся произведения поэта, к творчеству которого обращаются обычно во втором полугодии 11-го класса? Чтение “трудных” стихов (не важно — Бродский это, Катулл, Ронсар или ранний Заболоцкий) — это, по сути, тоже методический приём — приём “остранения” для “удара” поэзией. Этот “удар” необходим для того, чтобы вывести ученика из привычного круга хрестоматийных, хорошо знакомых, часто читаемых, на которых “замылился” глаз и ученика и учителя, текстов учебника. Через такую встряску, удивление, радость трудного постижения мы в конечном счёте снова ведём его к хрестоматийным текстам, читаемым в 9, 10, 11-м классах, но уже по-новому.
    Для маленького и пока не очень искушенного читателя-шестиклассника важно оказаться перед сложным и непонятным для него текстом рядом с учителем, который этот текст прочитать поможет. Вот как осмысляет своё первичное восприятие и свою работу над текстом ученица 6-го класса: “Когда я первый раз прочитала стихотворение И.Бродского «Зимним вечером на сеновале», я была удивлена. Я не могла разобраться в своих впечатлениях. Оно казалось и весёлым, и грустным. И вообще — каким-то сонным и туманным. Но при этом лёгким, как будто шёлковым, тёплым, спокойным. Но в нём явно таились какие-то загадки, «секретные комнаты в лабиринте». Но1 в «лабиринте» есть и много «комнат-ловушек», в которые попадаться нельзя. Если найдёшь «нужную комнату», надо нанести её на карту, иначе потом не найдёшь. Долго мы (класс) не блуждали — уже привыкли отличать «ловушки» от «нужных комнат». Скоро «карта» была сплошь забита этими «комнатами»”.
    Конечно, нет рецепта, следуя которому можно каждый раз “понимать” стихотворение, но можно отыскать некие общие подходы к решению этой задачи. 
    Впервые имя Бродского встречается в программе литературного образования, разработанной МИРОСом (авторы — Е.Абелюк, З.Блюмина, А.Княжицкий), в 6-м классе, в блоке «Живописность и многозначность поэтического образа». Это два стихотворения: «В твоих часах не только ход, но тишь...» и «Зимним вечером на сеновале» (следует отметить, что возможно изучение текстов предлагаемых стихотворений и в более старших классах, и на факультативных занятиях — в том случае, если учитель работает по другой программе). 
    Для маленького читателя непонятное стихотворение — это клубок плотно смотанных смыслов. Кажется: гладко, никак не подберёшься. Но всегда есть какая-то ниточка, за которую только потянуть — и начинается постижение. 
    «В твоих часах не только ход, но тишь…»: как читать “непонятное” стихотворение?
    Предложим ребятам сделать наблюдения над текстом, даже если они не могут никак их проинтерпретировать. Приводим запись стенограммы ответов ребят на уроке (отметим, что, безусловно, в работе с учениками 5–7-х классов необходимо все “находки” фиксировать на доске).
    “Одиноко ли герою в стихотворении? — Сначала — да. Звуки! — Глухие, потом много «З», раздражение, боль, людей нет — животные, потом настроение меняется — становится теплее. 
    Почему одиноко, если сказано «в твоих»? Кто такой этот «ты»? — Это может быть сам поэт, жизнь, может быть другой человек. Если это другой человек, то что означает строка «В твоих часах не только ход, но тишь...»? Общение с другим человеком — это движение, разговор, действие. Если это очень близкий человек, то иногда не требуется никаких слов, можно молчать наедине друг с другом. Или наедине с самим собой.
    Звуки — Ч, С, Х, Ш — шорох, шуршание, З, Д, Р — звонкие согласные настойчиво повторяются. З, З, З — словно гул, зуд, раздражение, боль — душевная — не даёт покоя. Об этом всё время говорит. Это ещё и загадка.
    Тишь — стирается.
    Часы — часах, круга, ходиках, днях, час, лет, к зиме... Сначала конкретное существительное, потом абстрактное, потом слово «часы» становится символом. Часы — не конкретные, часы — жизнь, потому что не вернуться назад, человеческая жизнь линейна — лишена подобья круга. Вернуться на прежнее место может только стрелка в конкретных часах. Плохо или хорошо, когда человек не замечает времени? — Живёт свободно.
    Настроение? — Сначала спокойное — тишь, потом — неспокойное, раздражение какое-то, даже страх, предчувствие взрыва, что-то должно произойти.
    Предложения: 1-е — 1 строка, 2-е — 1 строка, 3-е — 2 строки, 4-е — 1 строка, 5-е — 3 строки, 6-е — 4 строки. Увеличивается длина строчек, меняется ритм ® меняется настроение. Ритм замедляется, как замедляется движение маятника, и сам он кажется длиннее, чем во время движения. Тени к вечеру становятся длиннее. Чем старее, тем медленнее всё.
    Почему холодно в начале стихотворения? — Тишь, лишён, кот — мышь — погоня. 4-я строка — друг для друга. И взаимопомощь, и мысли о другом человеке. 5-я строка — односоставное предложение, нет подлежащего —> отсюда холод, неизвестно, кто действует. В следующем предложении — те же действия, но предложение сложное, и появляется «роится живность», корень -жив- — тёплый корень, уравновешивается. Становится теплее. 
    С середины стихотворения стрелка словно проходит серединную отметку и начинает свой путь вверх. Последнее предложение читается так (а правда ли это?), что точка в конце не ощущается, нет ощущения конца предложения. Интонация — вверх. Словно взгляд наверх. Какие ассоциации? — К зиме, толпятся козы, овцы, куры, стрелка часов вверх (почему стрелка часов вверх? — зима, конец года, тепло, конец стихотворения, стрелка часов завершает свой круговой путь), взгляд вверх? Рождество. Тогда о ком это сказано в начале стихотворения — «твоих»? И о Боге. Тёплая Вечность. Растворение в ней”. 
    По окончании этой работы необходимо вернуться к зафиксированным на доске и в ученических тетрадях записям и выделить то, что является интерпретацией. После анализа проделанной работы ученики приходят к выводу, что авторская мысль выражается на всех уровнях текста: на уровне звуковом и ритмическом, на лексическом и уровне синтаксической организации. После такой детальной и подробной работы нельзя всё же ожидать от шестиклассника работы по комплексному анализу стихотворения. 
    На этом уровне овладения анализом текста целесообразно проверить его понимание, задавая один конкретный вопрос, например: “Почему в стихотворении Бродского так много слов со значением отрезков времени?”, “Как настроение в стихотворении Бродского выражается с помощью звукописи?” 



    Категория: Лекции по литературе | Добавил: vellior (17.03.2009)
    Просмотров: 3405
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Бесплатный хостинг uCozCopyright MyCorp © 2024